• Переходящие церковные праздники. Православный церковный календарь. Двунадесятые непереходящие праздники

    Освященное время Церкви: : церковное новолетие и миротворный круг. В календаре этот день отмечен как начало индикта. Христиане не хотели разделять начало нового года в один день с последователями Конфуция, Аллаха, Будды, поэтому приняли решение считать началом православного нового года 14 сентября (1 сентября ст.ст.). Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1/14 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.
    Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.).
    Мученицы Каллисты и братий ее мучеников Евода и Ермогена .
    Мученика Аифала диакона.
    Мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их.
    Преподобного Симеона Столпника и его матери Марфы . Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. Он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого "горного" места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни и даже заключенных в темницах одаривали подарками.
    День Семёна Летопроводца (Семен, Симеон Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины, бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков день, засидки, конец лета, начало осени, последний посев). Первая встреча осени, конец молодому бабьему лету и начало старому. Много поверий и обрядов было связано в старину с этим днем. Да и неудивительно, ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось началом нового года. В 1700 году Петр I перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Постепенно праздник потерял свое былое значение, но многие обычаи так и остались в жизни крестьян. Например, в деревнях 14 сентября хоронили тараканов и мух. Клали в гробик вырезанный из репы или брюквы и несли с плачем и причитанием хоронить как можно дальше от дома. Оставшиеся дома выгоняли из дому мух "муха по мухе, летите мух хоронить". Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога – повелителя всех насекомых.
    Еще одним важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой древности и был связан с переходом от младенчества к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались так называемые засидки, когда по вечерам работали в избах. Первый день засидок праздновался как семейный праздник. Все родственники встречались в доме самого старшего в роде. С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям.
    С этого дня кроты и мыши перебираются с полей в дома и огороды.
    Приметы погоды 14 сентября: Если Марфа грязная - осень дождливой будет. Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно – осень сухая, а бабье лето сухое – осень мокрая. Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Если шишки на ели выросли низко – быть ранним морозам, а если на верхушке – настоящие холода наступят лишь в конце зимы.

    Большая часть населения в России и странах имеют отношение к православию. Даже если верования отличаются, то церковный календарь 2017 года иметь полезно. Это позволит спланировать поздравления близких, исповедующих эту религию. Также большинство народных примет по погоде и урожаю связано с тем, когда проходят праздники и посты в православной церкви.

    Скачать такой полезно, чтобы не забыть подготовиться к празднованиям крупных событий и спланировать свою жизнь на время поста. Если Рождество Христово и Крещение не имеют смещения в календаре и приходятся на 7 и 19 января соответственно, то срок поста всегда стоит перепроверить. Православный календарь 2017 года имеет такие особенности:

    • Пасха будет ранняя – 16 апреля – значит, и весна наступит раньше;
    • Вербы порадуют цветением на неделю раньше Пасхи, т. е. 9 апреля;
    • Пасха для усопших или Радоница состоится 25 апреля;
    • праздник Вознесения Господня придется на 25 мая, а Троицу отмечать христиане будут 4 июня;
    • самый строгий Великий пост нужно будет держать с 27 февраля по 15 апреля, а Рождественский – с 28 ноября;
    • Успенский пост – украшение августа – придется на даты с 14 по 27.

    В традициях славян было не принято жениться во время поста, чтобы не вводить в искушение гостей. Если молодые хотят пожениться в 2017 году и жить крепкой семьей, стоит учесть и эту традицию.

    Кроме верующих, смотреть церковный календарь будет полезно тем, кто владеет ресторанным бизнесом и точками быстрого питания, чтобы вовремя вводить постные блюда для своих клиентов.

    Еще есть два документа на 2017 год, выпущенные Православной Церковью. – календарь на каждый день с подробным описанием праздников. И – календарь трапезы на 2017 год. Скачать их можно, нажав на соответствующие ссылки.

    Православный календарь содержит два годичных круга событий: , все даты которого твёрдо установлены в , и , все события которого установлены относительно дня празднования .

    День Пасхи вычисляется по (Александрийской ) и празднуется одновременно всеми Православными Церквями (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.

    Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

    В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются , который в XX-XXI веках на 13 дней отличается . Так, начало церковного года (), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.

    В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают . Так, празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

    Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

    Календарь на вашем сайте

    Введите желаемую ширину и высоту встраиваемого фрейма (по умолчанию даны размеры 950px и 700px, которые позволят разместить календарь без горизонтальных и вертикальных полос прокрутки):

    Каждый новый год многие важные церковные праздники меняют свои даты, поэтому очень важно следить за календарем. В 2017 году всех верующих ждет как всегда большое количество важных событий.

    Помимо праздников очень важно знать, когда начинают многодневные посты: Великий пост , Успенский, Апостольский и Рождественский. Также нужно помнить не только о самых серьезных праздниках, но и о тех, которые имеют менее важный статус, но не менее важное значение. Существуют также родительские субботы, про которые люди часто забывают. Отслеживая наш церковный календарь, вы не будете больше забывать о важных датах.

    Двунадесятые религиозные праздники 2017 года

    В этом разделе статьи будут описаны 12 самых важных праздников в православии.

    7 января 2017 года — Рождество Христово. Самый важный и самый первый праздник в 2017 году, как впрочем и в любом другом. Рождение Мессии свидетельствует о том, что вскоре все люди будут спасены от первородного греха. Это день светлый и добрый, потому что рождение Иисуса Христа олицетворяет собой рождение света Господнего. Альтернативное название праздника — Рождество во плоти. Предшествует этому празднику 40-дневный Рождественский пост, во время которого запрещено употреблять животную пищу. Уже с самого рождения Иисуса Христа пытались убить. Царь Ирод приказал убить всех младенцев, которым не исполнилось еще 2 лет, так как услышал, что на землю пришел Мессия, сын Царя Господнего. Тем временем, Иисус и его семья успешно сбежали в Египет, избежав страшной участи. Все это вспоминается на богослужения в церквях по всей стране.

    19 января 2017 года — Крещение Господне. Другое название праздника — Богоявление, так как Бог явил себя людям и миру, приняв первым обряд крещения. Иоанн Предтеча, известный также как Креститель, произвел обряд омовения грехов для самого Спасителя. Сначала, когда он только узнал, кто перед ним стоит, сказал, что не может этого сделать, ибо не достоин такой чести. Иисус же возразил, сказав, что он является часть этого замысла Божьего по спасению всего человечества от силы дьявольской. Иоанн понял, что его роль тоже важна и что без него ничего не получится, поэтому окрестил 33-летнего Иисуса в реке Иордан. Таким образом, Иисус Христос не только показал миру, что он не боится быть обычным человеком, но и освятил все воды в мире и все водоемы. В этот день люди набирают воду домой и купаются в водоемах, несмотря на холод.

    15 февраля 2017 года — Сретение Господне. Согласно правилам, Мария и Иосиф принесли сорокадневного младенца Иисуса Христа в храм божий для посвящения его Богу и очищения. Таким образом, старец Симеон Богоприимец встретился со Спасителем. Сретение в переводе и означает «встреча». В этот день Иисус встретился с человечеством. В качестве необходимой жертвы Мария и Иосиф взяли с собой двух голубиных птенцов. Именно из-за этого голуби стали символом чистоты и праведности. В этот день из церкви люди забирают свечи домой и пользуются ими, зажигая перед молитвами.

    7 апреля 2017 года ‒ Благовещение Пресвятой Богородицы . Этот двунадесятый праздник, который, как и другие, празднуется из года в год в один и тот же день. В 2017 году эта традиция не изменится. Благовещение означает «благая весть». В этот день вспоминается явление архангела Гавриила Деве Марии, когда та была на шестом месяце беременности. Гавриил, главный вестник Божьего слова, появился в ярком свете и сказал, что Мария народит сына, который спасет человечество от дьявола, от греха и дарует людям вечную жизнь. В этот день принято читать молитву «Богородица, Дево, радуйся» , которая полностью отражает суть праздника.

    9 апреля 2017 года ‒ Вербное воскресенье. 9 апреля 2017 года будет праздноваться вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Отмечается праздник, согласно церковному календарю, ровно за неделю до Пасхи, так как вход Спасителя предшествовал событиям страстной недели. Вербным это воскресение названо потому, что под ноги осла, на котором Иисус въехал в город, в знак уважения бросали пальмовые ветви. В нашей стране никогда не было пальм, поэтому им нашли замену — вербные палочки. Люди думали, что видят нового царя, но не знали, что Спаситель является будущим и нареченным царем всего живого, всего видимого и всего невидимого.

    25 мая 2017 года ‒ Вознесение Господне . Этот двунадесятый религиозный праздник также привязан датой к Пасхе, так как отмечается на 40-й день после Воскресения Иисуса Христа. В этот день отмечается завершение земного пути Спасителя и начало его царствия на Небесах. Иисус вознесся на Небеса на Елеонской горе в окружении апостолов и Девы Марии. В вознесение, согласно народным наблюдениям, начинается лето.

    4 июня 2017 года ‒ День Святой Троицы . В церковном календаре этот праздник называют также пятидесятницей, потому что он отмечается на 50-й день после Пасхи. Из этого следует что дата празднования каждый год разная. В этот день люди вспоминают о единстве Святой Троицы, которая представлена Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом. Также в этот день по преданию на апостолов спустился Святой Дух, который благословил их на путь праведный.

    19 августа 2017 года ‒ Преображение Господне . Этот великий двунадесятый праздник олицетворяет двойственность сущности Спасителя: с одной стороны, он Бог, а с другой, он простой человек. Преображение отражает события совместной молитвы трех апостолов и Иисуса на горе Фавор. В один момент над ними разразились Небеса и пролился ярчайший ослепляющий свет, из которого послышались слова: «Это и есть мой возлюбленный сын. Слушайте его, ибо есть истина слово его.»

    28 августа 2017 года ‒ Успение Пресвятой Богородицы . Это церковный праздник с фиксированной датой, который посвящен воспоминанию смерти Девы Марии. Это светлый праздник, потому что Заступница встретилась в этот день со своим сыном, который пожертвовал жизнью ради всех людей. За это он взял ее на Небеса, а не только ее душу. Многие церковнослужители полагают, что именно по этой причине события смерти и само тело Богородицы не были найдены.

    21 сентября 2017 года Рождество Пресвятой Богородицы . Это первый религиозный праздник после Новолетия 14 сентября . Он очень важен, поскольку Богородице отводится огромная роль в библейской истории. Вспоминаются святые родители Девы Марии — Иоаким и Анна, а также история рождения Пресвятой Девы Марии.

    27 сентября 2017 года ‒ Воздвижение Креста Господня. Церковный календарь отдает этому празднику большое значение, несмотря на то, что с ним не связано никакое конкретное событие библейского рассказа. В этот день церковью восхваляется главный символ веры — крест, ибо Иисус Христос был распят на кресте. В конце литургии все прихожане целуют крест в знак уважения.

    4 декабря 2017 года ‒ Введение во храм Пресвятой Богородицы . Поздние апокрифы сообщают нам, что Иоаким и Анна решили в трехгодовалом возрасте привести в Иерусалимский храм свою дочь Марию. С этого начался ее путь человека, чья жизнь посвящена Богу и добру. Православная церковь чтит память об этом событии, выражая ее в богослужениях.

    На этом список важнейших церковных праздников заканчивается, но не сам церковный календарь на 2017 год.

    Многодневные посты 2017 года

    Первый пост — Великий. Начнется он 27 февраля, а закончится 15 апреля . Его начало и окончание зависит от празднования Пасхи. Начинается подготовка к этому посту задолго до его непосредственного начала, а именно, за четыре недели. На первой неделе вспоминают Закхея, который самостоятельно изъявил желание приблизиться к Богу, несмотря на свою грешность. Вторая неделя посвящена воспоминаниям о мытаре и фарисее, третья о блудном сыне, а последняя о Страшном Суде. Каждая учит нас чему-то особенному, чему светлому и предельно простому, подготавливая к тяжелым 48 дням воздержания.

    Апостольский пост. Начнется он 12 июня, а закончится 11 июля . Альтернативное название поста — Петровский. Посвящен он памяти двух самых преданных апостолов — Петра и Павла, один из который оставил свою личную жизнь и посвятил ее Богу. Второй был настолько далек от Бога, что не мог даже и подумать о том, что станет его защищать от тех, кому служил изначально. Оба апостола были казнены и умерли за свою веру.

    Успенский пост. Период поста — с 14 по 27 августа. Завершается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы . Весь пост посвящен уходу из жизни Девы Марии, которую посетил архангел Гавриил за три дня до смерти и сказал, что время ее уже пришло. Это единственный пост, посвященный Богородице, а не Иисусу Христу.

    Рождественский пост. Рождественский пост обычно начинается до нового года, а заканчивается после. В 2017 году он начнется по традиции 28 ноября, а закончится 6 января 2018 года . Также он будет идти с 2016 года по 6 января 2017, то есть, фактически, первые 6 дней нового года будут постными .

    Самый строгий и длительный — Великий пост. В эти дни запрещены увеселительные мероприятия. Прием животной пищи и любые вредные привычки. Отказываться стоит от всего, что связывает вас с материальным миром. Если вы любите смотреть телевизор, то заставьте себя потерпеть эти дни и обойтись без него. То же относится и к компьютеру, который забирает у нас кучу времени, которое можно потратить на молитвы. По большому счету, эти правила относятся к любому посту, однако не все люди их выполняют, что в корне неверно.

    Однодневные посты 2017 года

    В церковном календаре есть важные однодневные посты. На самом деле их много, но выделяется лишь три самых важных:

    18 января — Крещенский сочельник . Альтернативное название «навечерие». В этот день делают сочиво — специальное постное блюдо из пшеничных зерен с медом, изюмом, курагой и так далее. В этот день проводится одна из самых важных служб в году, посвященная освящению воды.

    11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи . Иоанн Креститель — это то, кто крестил Иисуса Христа в Иордане. Это один из величайших пророков, который покинул этот мир и перешел к жизни вечной, пережив великие муки.

    27 сентября — день Воздвижения Креста Господнего . Крест — это символ спасения всех людей. На кресте умер Иисус Христос, поэтому с крестом связано много мучений и главная трагедия смерти Христа за наши души и за вечную жизнь. В этот день запрещено употреблять животную пищу.

    Недвунадесятые праздники и великие праздники

    14 января 2017 года — Обрезание Господне . НА восьмой день жизни Христос во младенчестве принял обряд обрезания, который был обязателен для всех мужчин.

    7 июля 2017 года — рождество Иоанна Предтечи . В этот день отмечается религиозный праздник, посвященный пророку Иоанну Крестителю , которому выпала честь крестить самого Спасителя. Церковь почитает память этого святого, так как его роль в становлении христианства очень велика.

    12 июля 2017 года — день памяти святых апостолов Петра и Павла . Эти святые стали примером для всех людей. Они отдали себя полностью вере в Бога и распространению знаний о нем, за что были жестоко убиты.

    11 сентября 2017 — усекновение главы Иоанна Предтечи . В память о деяниях пророка и святого Иоанна Крестителя, ему посвятили еще один праздник, который напоминает о его жертве о его праведных деяниях. Его память чтят еще раз за его великие мучения.

    14 октября 2017 — Покров Святой Богородицы. В календаре церковных праздников 14 октября именуется великим праздников. В 10 веке в Константинополе ожидалось нападение на город, поэтому люди молились о спасении в храме. Андрей Юродивый и блаженный Епифаний увидели, как над людьми, собравшимися в храме раскрываются врата божьи и в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи выходит Дева Мария. Она будто накрыла людей в храме своим омофором. Именно поэтому говорят, что Богородица словно накрывает своим покровом верующих в этот день, сохраняя их от бед.

    16 апреля — Пасха. Воскресение господне, самый светлый и величайший из дней в году для всех христиан. В этот день заканчивается Великий Пост, ибо наконец-то наш Спаситель воскресает из мертвых. Пасха длится целую неделю, а все вокруг неустанно повторяют «Христос воскрес». Это символ победы жизни над смертью, добра над злом и Бога над Дьяволом.

    Другие христианские праздники 2017 года

    • 8 января — Собор Пресвятой Богородицы
    • 15 января — день памяти святого Серафима Саровского
    • 25 января — Татьянин день
    • 1 февраля — день памяти Макария Великого
    • 7 марта — масленица
    • 8 марта — обретение главы Иоанна Предтечи
    • 22 марта — день сорока севастийских мучеников
    • 25 апреля — Радоница, являющаяся родительской субботой
    • 7 июня — третье обретение главы Иоанна Предтечи
    • 13 июля — собор 12 апостолов
    • 28 июля — день крещения Руси
    • 19 августа — Яблочный Спас
    • 29 августа — Спас Нерукотворный
    • 14 сентября — Новолетие
    • 17 сентября — Неопалимая Купина
    • 6 декабря — день Великого князя Александра Невского
    • 13 декабря — день памяти апостола Андрея Первозванного
    • 19 декабря — день памяти святителя Николая Чудотворца

    Дни поминовения усопших в 2017 году

    Поминальные или родительские субботы — это то время, когда встречи с усопшими официально разрешены церковью. Их немного, поэтому нужно их всегда помнить.

    Включите JavaScript!

    Обозначение цветов фона календаря

    Нет поста


    Пища без мяса

    Рыба, горячая пища с растительным маслом

    Горячая пища с растительным маслом

    Горячая пища без растительного масла

    Холодная пища без растительного масла, неподогретое питьё

    Воздержание от пищи

    Большие праздники

    Великие церковные праздники в 2017 году

    14 января
    19 января
    15 февраля
    7 апреля
    9 апреля
    25 мая
    7 июля
    12 июля
    19 августа
    28 августа
    21 сентября
    27 сентября
    14 октября
    4 декабря

    Великий Пост
    (в 2017 году приходится на 27 февраля - 15 апреля)

    Великий пост определен для покаяния и смирения христиан перед праздничным днем Пасхи, в который празднуется Светлое Христово Воскреcение из мертвых. Это самый значимый из всех христианских праздников.

    Время начала и завершения Великого поста зависит от даты празднования Пасхи, которое не имеет постоянной календарной даты. Длительность Великого поста – 7 недель. Он складывается из 2 постов – Четыредесятницы и Страстной седмицы.

    Четыредесятница продолжается 40 дней в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. Таким образом, пост и именуется Четыредесятницей. Последняя седьмая неделя Великого поста - Страстная седмица определена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Христа.

    В период Великого поста позволено принимать еду всего лишь один раз в день, вечером. В течении всего поста, в том числе и выходные дни, запрещается употреблять мясо, молоко, сыр и яйца. С особенной строгостью надлежит придерживаться поста в первую и последнюю недели. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, разрешено послабление поста и добавить в рацион постное масло и рыбу. Помимо воздержания в еде в период Великого поста нужно старательно молиться, чтоб Господь Бог подал покаяние, сожаление о грехах и любовь к Всевышнему.

    Апостольский Пост - Петров Пост
    (в 2017 году приходится на с 12 июня - 11 июля)

    Данный пост не имеет конкретной даты. Апостольский пост приурочен памяти апостолов Петра и Павла. Его начало зависит от дня праздника Пасхи и Святой Троицы, который приходится на текущий год. Пост наступает ровно через семь дней после праздника Троицы, которую именуют еще Пятидесятницей, т. к. она празднуется в пятидесятый день после Пасхи. Неделя перед постом именуется Неделей Всех Святых.

    Длительность Апостольского поста может быть от 8 дней до 6 недель (в зависимости от дня празднования Пасхи). Заканчивается Апостольский пост 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла. От этого пост и приобрел свое название. Его еще именуют постом Святых апостолов или Петровым постом.

    Апостольский пост не сильно строгий. В среду и пятницу полагается сухоядение, в понедельник разрешено употребление горячей еды без масла, во вторник и четверг разрешаются грибы, растительная пища с постным маслом и немного вина, а в субботу и воскресенье разрешена еще и рыба.

    Рыбу еще разрешена в понедельник, вторник и четверг, если в данные дни выпадают на праздник с великим славословием. В среду и пятницу разрешается есть рыбу лишь тогда, когда данные дни выпадают на праздник с бдением либо храмовый праздник.

    Успенский пост
    (в 2017 году приходится на с 14 августа - 27 августа)

    Успенский пост наступает ровно через месяц после завершения Апостольского поста 14 августа и продолжается 2 недели, до 27 августа. Данный пост подготавливает к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа. Через Успенский пост мы следуем примеру Божьей Матери, которая непрерывно находилась в посте и молитве.

    Согласно строгости Успенский пост близок к Великому посту. В понедельник, среду и пятницу полагается сухоядение, вторник и четверг – горячая еда без масла, в субботу и воскресенье позволяется растительная еда с постным маслом. В праздник Преображения Господня (19 августа) дозволено потреблять в еду рыбу, а также масло и вино.

    В день Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), ежели дьявол приходится в среду или пятницу, дозволяется принимать лишь рыбу. Мясо, молоко и яйца запрещены. В остальные дни пост отменяется.

    Есть еще правило вплоть до 19 августа не употреблять фрукты. В следствии этого день Преображения Господня еще именуется Яблочным Спасом, т. к. в это время в церковь приносятся садовые фрукты (в частности, яблоки), освящаются и раздариваются.

    Рождественский пост
    (с 28 ноября по 6 января)

    Период Рождественского поста длится с 28 ноября и до 6 января. В случае если первый день поста приходится на воскресенье, пост смягчается, но не отменяется. Рождественский пост предваряет Рождество Христово, 7 января (25 декабря), в который празднуется рождение Спасателя. Наступает пост за 40 дней до торжества и поэтому также именуется Четыредесятницей. В народе Рождественский пост именуют Филипповым, т. к. он наступает сразу после дня памяти апостола Филиппа – 27 ноября. Условно Рождественский пост показывает состояние мира до пришествия Спасателя. Воздержанностью в еде христиане выражают почтение к празднику Рождения Христа. Сообразно правилам воздержания Рождественский пост похож на Апостольский пост до дня святителя Николая – 19 декабря. С 20 декабря, и до Рождества, пост соблюдается в особенной строгости.

    Согласно уставу разрешено есть рыбу в праздник Введения во храм Пресвятой Богордицы, и неделю до 20 декабря.

    По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста принято сухоядение.

    Если в эти дни приходиться храмовый праздник либо бдение, позволено есть рыбу; в случае если выпадает день великого святого – разрешено употребление вина и постного масла.

    После дня памяти святителя Николая и до Рождества позволяется рыба в субботу и воскресенье. В предпразднества рыбу есть нельзя. Если данные дни выпадают в субботу либо воскресенье, позволяется прием еды с маслом.

    В сочельник 6 января, в преддверии Рождества не дозволяется принимать еду вплоть до появления первой звезды. Данное правило принято в память о звезде, которая сияла в момент рождения Спасателя. После появления первой звезды (принято есть сочиво – варенные в меду семена пшеницы либо сухофрукты, размягченные в воде, и кутью – отварной злак с изюмом. Период Рождества длится с 7 по 13 января. С утра 7 января все ограничения в еде снимаются. Пост отменяется на 11 дней.

    Однодневные посты

    Существует много однодневных постов. Согласно строгости соблюдения они бывают разными и никак не сопряжены с определенной датой. Наиболее частые из них – посты по средам и пятницам любой недели. Также наиболее известные однодневные посты - в день Воздвижения Креста Господня, в день перед Крещением Господня, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

    Есть еще однодневные посты, соединенные с датами поминовения известных святых.

    Данные посты не считаются строгими, в случае если не попадают на среду и пятницу. В эти однодневные посты запрещается есть рыбу, однако допустима еда с постным маслом.

    Отдельные посты могут быть приняты в случае какого-нибудь несчастья либо социального несчастья – эпидемии, войны, террористической акции и т. д. Однодневные посты предваряют таинство причащения.

    Посты в среду и пятницу

    В среду, по Евангелию, Иуда предал Иисуса Христа, а в пятницу Иисус претерпел крестные мучения и смерть. В память о данных событиях в православии приняты посты в среду и пятницу каждой недели. Исключения бывают лишь в сплошные недели, либо седмицы, в период которых нет существующих ограничений для этих дней. Таковыми седмицами считаются Святки (7–18 января), Мытаря и Фарисея, Сырная, Пасхальная и Троицкая (первая неделя после Троицы).

    В среду и пятницу запрещено есть мясную, молочную пищу, и яйца. Некоторые наиболее благочестивые христиане не позволяют себе потреблять, в том числе рыбу и постное масло, т. е. соблюдают сухоядение.

    Послабление поста в среду и пятницу возможно лишь в случае, когда в данный день совпадает с праздником особо почетаемог святого, памяти которого посвящается особенная церковная служба.

    В период между Неделей Всех Святых и до Рождества Христова необходимо отказаться от рыбы и постного масла. Если среда или пятница совпадают с праздником святых, то разрешено употреблять постное масло.

    В большие праздники – такие, как Покров, – разрешено есть рыбу.

    Накануне праздника Крещения Господня

    Крещение Господне идет 18 января. По Евангелию, Христос крестился в реке Иордан, в этот момент на Него сошел Святой Дух в облике голубя, Иисуса крестил Иоанн Креститель. Иоанн был свидетелем, того, что Христос есть Спаситель, т. е. Иисус – мессия Господний. Во время крещения, он слышал глас Всевышнего, возвещающий: «Это есть Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение».

    Перед Крещением Господня в храмах совершается навечерие, в этот момент происходит обряд освящения святой воды. В связи с этим праздником принят пост. В момент данного поста разрешен прием пищи один раз в день и лишь сочиво и кутья с медом. Поэтому среди православных верующих канун Крещения принято называть сочельником. В случае если навечерие приходиться на субботу либо воскресенье, пост в данный день не отменяется, но послабляется. В этом случае можно принимать пищу два раза в день – после литургии и после обряда освящения воды.

    Пост в день Усекновения главы Иоанна Крестителя

    День Усекновения главы Иоанна Предтечи поминается 11 сентября. Он введен в память о смерти пророка - Иоанна Крестителя, который был Предтечей Мессии. По Евангелию, Иоанн был брошен в тюрьму Иродом Антипой из-за разоблачений его в связи с Иродиадой – супругой Филиппа, брата Ирода.

    Во время празднования дня своего рождения Царь устроил праздник, дочь Иродиады - Саломея, подарила искусный танец Ироду. Он был восхищен красотой танца, и пообещал за него девушке, все, что она пожелает. Иродиада подговорила дочь выпросить голову Иоанна Крестителя. Ирод осуществил пожелание девушки, отправив к узнику воина, чтоб он принёс ему голову Иоанна.

    В память об Иоанне Предтечи и его благочестивой жизни, в течение коей он непрерывно постился, был определен пост. В этот день запрещается употреблять мясное, молочное, яйца и рыбу. Допустимы растительная еда и постное масло.

    Пост в День Воздвижения Креста Господня

    Данный праздник приходится на 27 сентября. Этот день учрежден в память об обретении Креста Господня. Это случилось в IV в. По преданию, император Византийской империи Константин Великий завоевал много побед благодаря Кресту Господню и поэтому благоговел перед этим символом. Показывая признательность Всевышнему за согласие церкви на I Вcеленском соборе, он принял решение воздвигнуть храм на Голгофе. Елена, мать императора, в 326 году отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень.

    По бывшему тогда обыкновению, кресты, как орудия экзекуции, зарывались рядом с местом казни. На Голгофе было отыскано три креста. Невозможно было понять, какой из них Христа, так как планка с надписью «Иисус Назареянин царь Иудейский» была обнаружена отдельно от всех крестов. В последствии Крест Господень был установлен по силе, которая выразилась в исцелении больной и воскрешении человека через прикосновения к этому кресту. Слава об удивительных чудесах Креста Господня привлекла очень много народа, и из-за столпотворения, многие не имели возможность увидеть и преклониться ему. Тогда патриарх Макарий поднял крест, являя его всем окружающим в отдалении. Таким образом появился праздник Воздвижения Креста Господня.

    Праздник приняли ко дню освящения храма Воскресения Христова, 26 сентября 335 года, и начали отмечать в следующий день, 27 сентября. В 614 году персидский царь Хозрой завладел Иерусалимом и вывез Крест. В 328 году наследник Хозроя, Сироесом, вернул похищенный Крест Господень в Иерусалим. Это случилось 27 сентября, таким образом данный день считается двойным праздничком – Воздвижения и Обретения Креста Господня. В этот день запрещено ест сыр, яйца и рыбу. Таким образом, верующие христиане выражают свое почитание Кресту.

    Светлое Воскресение Христово – Пасха
    (в 2017 году приходится на 16 апреля)

    Наиболее ключевым христианским праздником является Пасха - Светлое Воскресение Христово из мертвых. Пасха считается главным между преходящих двунадесятых праздников, поскольку в пасхальной истории заключено все, на чем основывается христианское знание. Для всех христиан Воскрешение Христа значит спасение и попрание смерти.

    Страдания Христа, крестные мучения и смерть, смыли первородный грех, и следовательно, дали спасение человечеству. Именно поэтому христиане именуют Пасху Торжеством торжеств и Праздником праздников.

    В основу христианского праздника легла следующая история. В первый день недели жены-мироносицы пришли к гробу Христа, чтоб помазать тело благовониями. Однако большая глыба, запиравшая вход в гробницу, была сдвинута, на камне сидел ангел, который сообщил женщинам, что Спаситель воскрес. Спустя некоторое время Иисус явился Марии Магдалене и послал её к апостолам известить их, что пророчество свершилось.

    Она побежала к апостолам, и сообщила им радостное известие и рассказала им послание Христа, что они встретятся в Галилее. До Своей смерти Иисус говорил ученикам о грядущих событиях, но известие Марии повергло их в смятение. Вера в Царствие Небесное, обетованное Иисусом, снова ожила в их сердцах. Однако Воскрешение Иисуса вызывало радость далеко не у всех: первосвященники и фарисеи пустили слух о пропаже тела.

    Однако, невзирая на ложь и тягостные испытания которые легли на первых христиан, новозаветная Пасха стала основанием христианской веры. Кровь Христа искупила грехи людей и открыла им путь к спасению. С первых дней христианства апостолы установили празднование Пасхи, которую в память о страданиях Спасителя предваряла Страстная седмица. Сегодня им предшествует Великий пост, длящийся сорок дней.

    Длительное время не утихали дискуссии о истинной дате празднования памяти описанных событий, пока на I Вселенском соборе в Никее (325) не договорились о праздновании Пасхи в 1-ое воскресение, грядущее за первым весенним полнолунием и весеннем равноденствием. В различные годы Пасха имеет возможность праздноваться с 21 марта по 24 апреля (старый стиль).

    В преддверье праздника Пасхи начинается служба в одиннадцать часов вечера. Сперва служат полунощницу Великой субботы, потом звучит благовест и проходит крестный ход, который возглавляется священнослужителями верующие выходят из церкви с зажженными свечками, и, благовест сменяется праздничным перезвоном колоколов. Когда крестных ход возвращается к закрытым дверям церкви, которые, символизируют гроб Христа, звон прерывается. Звучит праздничная молитва, и дверь церкви отворяется. В это время священник возглашает: «Христос воскресе!», а верующие вместе отвечают: «Воистину воскресе!». Так наступает утреня Пасхи.

    В момент пасхальной литургии по обыкновению читают Евангелие от Иоанна. В завершении пасхальной литургии освящают артос – большие просфоры, похожие на кулич. В течение Пасхальной недели артос располагается вблизи с царскими вратами. После литургии в последующую субботу служат особенный чин раздробления артоса, и кусочки его раздают верующим.

    По завершению пасхальной литургии пост завершается и православные могут угоститься кусочком освященного кулича либо пасхи, крашеным яйцом, мясным пирогом и пр. В первую неделю Пасхи (Светлая седмица) полагается давать еду голодным и помогать нуждающимся. Христиане ходят в гости к родным, обмениваются возгласами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». В Пасху полагается дарить крашеные яйца. Данная традиция принята в память о визите Марии Магдалены к императору Рима Тиберию. По преданию, Мария первая сообщила Тиберию известие о Воскресении Спасителя и в качестве дара принесла ему яйцо - как символ жизни. Но Тиберий не уверовал в весть о Воскрешении и сказал, что поверит её, в случае если принесенное яйцо покраснеет. И в этот момент яйцо покраснело. В память о случившемся, верующие стали красить яйца, которые стали символом Пасхи.

    Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.
    (в 2017 году приходится на 9 апреля)

    Вход Господень в Иерусалим, либо просто Вербное воскресенье, – один из наиболее ключевых двунадесятых праздников, которые отмечают православные. Первые упоминания о данном празднике встречаются в рукописях III века. Данное событие имеет большое значение для христиан, поскольку вход Иисуса в Иерусалим, власти которого были враждебны Ему, обозначает то, что Христос добровольно принял крестные страдания. Вход Господень в Иерусалим описывается всеми четырьмя евангелистами, что тоже свидетельствует о значимости данного дня.

    Дата Вербного воскресенья находится в зависимости от даты Пасхи: Вход Господень в Иерусалим празднуют за неделю до Пасхи. Чтоб утвердить народ в вере, будто Иисус Христос - Мессия предсказанный пророками, за неделю до Воскресения Спаситель с апостолами отправился в город. По пути в Иерусалим Иисус отправил Иоанна и Петра в селение, с указанием места, где они найдут осленка. Апостолы пригнали Учителю осленка, на которого Он сел и, отправился в Иерусалим.

    При въезде в город, некоторые люди стелили собственные одежды, остальные, сопровождали Его срезанными ветками пальм, и приветствовали Спасителя словами: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», так как поверили, что Иисус Мессия и Царь народа Израиля.

    Когда Иисус зашел в иерусалимский храм, то прогнал из него купцов со словами: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13). Люди с восхищением слушали учение Христа. К Нему начали приходить больные, Он исцелял их, а дети в это момент пели Ему хвалу. Потом Христос оставил храм и отправился с учениками в Вифанию.

    С вайями, или пальмовыми ветвями, в древности принято было встречать победителей, от этого произошло другое название праздника: Неделя ваий. В России же, где пальмы не растут, праздник получил свое третье название – Вербное воскресенье – в честь единственного растения, расцветающего в эту суровую пору. Вербным воскресеньем заканчивается Великий пост и начинается Страстная седмица.

    Что касается праздничного стола, то Вербное воскресенье позволяются рыбные и овощные блюда с постным маслом. А накануне, в Лазареву субботу, после вечерни можно вкусить немного рыбной икры.

    Вознесение Господне
    (в 2017 году приходится на 25 мая)

    Вознесение Господне празднуют на сороковой день после Пасхи. Традиционно данный праздник приходиться в четверг шестой недели пасхалии. События, сопряженные с Вознесением, значат завершение земного пребывания Спасителя и начало Его жизни в лоне Церкви. После Воскресения Учитель приходил к своим ученикам в течении сорока дней, уча их истиной вере и пути спасения. Спаситель наставлял апостолов, что им делать после Его Вознесения.

    Потом Христос пообещал ученикам спустить на них Святой Дух, которого они должны дожидаться в Иерусалиме. Христос произнес: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49). Потом вместе с апостолами, они вышли за город, где Он благословил учеников и стал возноситься в небеса. Апостолы поклонились Ему и вернулись в Иерусалим.

    Что касается поста, то в праздник Вознесения Господня разрешается, есть любую пищу, как постную, так и скоромную.

    День Святой Троицы – Пятидесятница
    (в 2017 году приходится на 4 июня)

    В День Святой Троицы мы поминаем историю, которая рассказывает о сошествии Святого Духа на учеников Христа. АСвятой Дух явился апостолам Спасителя в облике языков пламени в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и наименование данного праздника. Второе, наиболее известное название дня приурочено к обретению апостолами третьей ипостаси Святой Троицы – Святого Духа, после которого христианская концепция о Триедином Божестве получило совершенное толкование.

    В день Святой Троицы апостолы намерились в встретились в жилище, для того чтобы вместе помолиться. Внезапно они услышали грохот, а потом в воздухе начали возникать огненные языки, которые, разделяясь, сходили на учеников Христа.

    После того, как пламя сошло на апостолов осуществилось пророчество «...исполнились... Духа Святаго...» (Деян. 2, 4) и они вознесли молитву. С сошествием Святого Духа, у учеников Христа появился дар говорить на разных языках для того, чтобы нести Слово Господа во всем мире.

    Шум исходящий из дома, собрал большую толпу любопытствующих. Собравшийся народ был паражен тем, что апостолы могли говорить на разных языках. Среди людей были и люди из других народов, они слышали как апостолы возносили молитву на их родном языке. Большинство людей удивилялись и были исполнены благоговейного трепета, в тоже время, среди собравшихся были и люди, скептически говорившие на произошедшее «напились сладкого вина» (Деян. 2, 13).

    В этот день апостол Пётр сказал первую свою проповедь, в которой рассказывалось, что произошедшее в этот день событие было предсказано пророками и знаменует последнюю миссию Спасителя в земном мире. Проповедь апостола Петра была недолгою и простой, однако через него говорил Святой Дух, то речь его дошла в души многих людей. По завершении речи Петра, многие приняли веру и крестились. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). С давних времен День Святой Троицы почитают как день рождения христианской Церкви, сотворенной Священной благодатью.

    В День Святой Троицы принято украшать дома и храмы цветами и травой. Относительно праздничного стола, в этот день разрешено есть любые продут. Поста в этот день нет.

    Двунадесятые непреходящие праздники

    Рождество Христово (7 января)

    Согласно преданию, Господь Бог еще в раю пообещал согрешившему Адаму пришествие Спасателя. Многие пророки предвещали приход Спасателя – Христа, в частности пророк Исайя, пророчествовал о рождении Мессии иудеям, которые позабыли Господа и поклонялись языческим идолам. Незадолго до рождения Иисуса, правитель Ирод провозгласил указ о переписи населения, для этого иудеи должны были явиться в города, в которых они родились. Иосиф и Дева Мария тоже отправились в города, где они родились.

    До Вифлеема они добралось небыстро: Дева Мария была в положении, и когда они пришли в город, пришло время рожать. Но в Вифлееме из-за множества людей, все места были заняты, и Иосифу и Марии пришлось остановиться в хлеву. Ночью Мария родила мальчика, назвала Его Иисусом, спеленала и положила в ясли – кормушку для скота. Недалеко от их ночлега, находились пастухи пасшие скот, к ним явился ангел, который сообщил им: ...я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10–12). Когда ангел исчез, пастухи отправились в Вифлеем, где нашли Святое семейство, поклонились Иисусу, и рассказали о явлении ангела и его знамении, после чего ушли обратно к своим стадам.

    В эти же дни, в Иерусалим пришли волхвы, которые спрашивали людей о родившемся иудейском царе, так как в небесах сияла новая яркая звезда. Узнав о волхвах, царь Ирод позвал их к себе, для того, чтобы выяснить место, где родился Мессия. Он велел волхвам узнать место, где родился новый иудейский царь.

    Волхвы направились следом за звездой, которая привела их к хлеву, где родился Спаситель. Войдя в хлев, волхвы поклонились Иисусу и преподнесли ему дары: ладан, золото и смирну. ««И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12). В туже ночь Иосиф получил знамение: ему во сне появился ангел и произнес: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13). Иосиф с Марией и с Иисусом отправились в Египет, где пробыли до смерти Ирода.

    Впервые праздник Рождество Христово начали отмечать в IV столетии в Константинополе. Праздник предваряется сорокадневным постом и сочельником. В сочельник, принято употреблять лишь воду, а с появлением на небосводе первой звезды разговляются сочивом – вареной пшеницей или рисом с медом и сухофруктами. После Рождества и до Крещения празднуют Святки, во время которых отменяются все посты.

    Крещение Господне – Богоявление (19 января)

    Христос начал служение людям к тридцати годам. Предвосхитить приход Мессии должен был Иоанн Креститель, пророчивший пришествие Мессии и крестивший людей в Иордане для очищения грехов. Когда Спаситель явился к Иоанну для крещения, Иоанн познал в Нем Мессию и сказал Ему, что он сам должен креститься у Спасителя. Но Христос ответил: «...оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), то есть осуществить то, что говорили пророки.

    Христиане именуют праздник Крещения Господня Богоявлением, при крещении Христа, людям впервые явились три ипостасии Троицы: Господь Сын, сам Иисус, Святой Дух, сошедший в облике голубя на Христа, и Господь Отец, говоривший: «Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

    Первыми праздник Богоявления начали отмечать еще ученики Христа, о чем свидетельствует свод апостольских правил. За день до праздничного дня Богоявления начинается сочельник. В данный день, как и в Рожественский сочельник, православные едят сочив, и только лишь после освящения воды. Крещенская вода считается целебной, ею окропляют дома, ее пьют натощак при различных заболеваниях.

    В сам праздник Богоявления также служат чин великой агиасмы. В этот день, сохранилась традиция совершать крестный ход к водоемам с Евангелием, хоругвями и светильниками. Крестный ход сопровождает колокольный звон и пение тропаря праздника.

    Сретение Господне (15 февраля)

    Праздник Сретение Господне описывает события, случившиеся в Иерусалимском храме при встрече Младенца Иисуса со старцем Симеоном. Сообразно закону в сороковый день после рождения Дева Мария принесла Иисуса в Иерусалимский храм. По преданию старец Симеон жил при храме где переводил Священное Писание на греческий язык. В одном из пророчеств Исаии, где рассказывается приход Спасителя, в месте где описывается Его рождение, сказано, что Мессия родится от не от женщины, а от Девы. Старец предположил, что в оригинале текста имеется ошибка, в тот же миг к нему явился ангел и сообщил, что Симеон не умрет, пока не увидит своими глазами Пресвятую Деву и Ее Сына.

    Когда Дева Мария с Иисусом на руках вошла в храм, Симеон сразу же увидел Их и узнал в Младенце Мессию. Он взял Его на руки и произнес следующие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2, 29). Отныне старец мог спокойно умереть, ведь он только что собственными глазами увидел и Матерь Деву, и Ее Сына-Спасителя.

    Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)

    С древних времен Благовещение Богородицы именовали и Началом искупления, и Зачатием Христа. Это длилось VII столетия, пока он не приобрел название, под которым есть в настоящий момент. По своему значению для христиан, праздник Благовещения сравним лишь с Рождеством Христова. Потому в народе до наших дней существует пословица, будто в данный день «птица гнезда не вьет, девица косу не плетет».

    История праздника такова. Когда Дева Мария достигла пятнадцатилетнего возраста, Ей предстояло покинуть стены Иерусалимского храма: сообразно бывшим в эти времена законам целую жизнь служить Всевышнему имели возможность лишь мужчины. Однако к этому времени родители Марии уже умерли, и священники приняли решение обручить Марию с Иосифом из Назарета.

    Однажды к Деве Марии явился ангел, который был архангелом Гавриилом. Он приветствовал Ее следующими словами: «Радуйся благодатная, Господь с тобою!». Мария была смущена, так как не знала, что значат слова ангела. Архангел растолковал Марии, что Она избранница Господа для рождения Спасителя, о котором говорили пророки: «...и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 31–33).

    Услышав откровение Арлахангела Гаврии, Дева Мария спросила: ««...как будет это, если я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34), на что архангел ответил, что на Деву снизойдет Дух Святой, поэтому и родившийся от нее Младенец будет свят. И Мария покорно ответила: «...се раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 37).

    Преображение Господне (19 августа)

    Спаситель часто говорил апостолам о том, что для спасения людей, Ему предстоит претерпеть страдание и смерть. И чтобы укрепить веру учеников, он показал им Свою Божественную славу, которая ждет Его и других праведников христовых по завершению земного существования.

    Однажды Христос взял на гору Фавор троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – чтобы помолиться Всевышнему. Но усталые за день апостолы заснули, а когда пробудились, узрели, как Спаситель преобразился: одежда Его была белоснежной, а лик Его сияло подобно солнцу.

    Рядом с Учителем, находились пророки – Моисей и Илия, с коими Христос говорил о собственных страданиях, которые Ему предстоит претерпеть. В тот же миг апостолов охватила такая благодать, что Пётр невпопад предложил: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил» (Лк. 9, 33).

    В этот момент, всех окутало облаком, из которого был слышен глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Как только отзвучали слова Всевышнего, ученики опять узрели Христа одного в Его обыкновенном облике.

    Когда Христос с апостолами возвращался с горы Фавор, Он наказал им не свидетельствовать до времени о том, что они узрели.

    На Руси Преображение Господне в народе получило название «Яблочный Спас», так как в данный день в храмах освящают мед и яблоки.

    Успение Божией Матери (28 августа)

    В Евангелии от Иоанна говорится о том, что перед смертью Христос повелел позаботиться о Матери апостолу Иоанну (Ин. 19, 26–27). С этих времен Дева Мария жила у Иоанна в Иерусалиме. Здесь апостолы записывали повествования Богородицы о земном существовании Иисуса Христа. Богоматерь нередко ходила на Голгофу для преклонения и молитвы, и в одно из таких посещений архангел Гавриил сообщил Ей о Ее близком успении.

    К этому моменту в город стали приезжать апостолы Христа, для последнего земного служения Девы Марии. Перед смертью Богородицы, к Её одру явился Христос с ангелами, отчего присутствующих охватил страх. Богородица воздала славу Богу и, как будто засыпая, приняла спокойную кончину.

    Апостолы взяли ложе, на котором была Божья Матерь, и понесли его в Гефсиманский сад. О кончине Богородицы узнали иудейские священники, которые ненавидели Христа и не верили в Его воскрешение. Первосвященник Афония настигнул траурную процессию, и ухватился за ложе попытавшись перевернуть его, для того чтобы осквернить тело. Однако в момент, когда он прикоснулся к ложе, его руки были отсечены невидимой силой. Лишь после этого Афония раскаялся и поверил, и сразу обрел исцеление. Тело Божией Матери положили в гроб и прикрыли его большим камнем.

    Однако среди присутствовавших в процессии не было одного из учеников Христа – апостола Фомы. Он прибыл в Иерусалим только через три дня после похорон и долго плакал у гроба Богородицы. Тогда апостолы приняли решение открыть Гробницу, чтобы и Фома мог приложился к телу умершей.

    Когда они отвалили камень, то внутри обнаружили только лишь похоронные пелены Богородицы, самого тела не было внутри гробницы: Божию Матерь Христос забрал на небеса в Ее земном естестве.

    На том месте впоследствии был сооружен храм, где до IV века сберегались похоронные пелены Богородицы. После этого святыню перевезли в Византию, во Влахернский храм, а в 582 году император Маврикий издал указ о всеобщем праздновании Успения Божией Матери.

    Данный праздник среди православных считается одним изо наиболее почитаемых, как и другие праздники, приуроченные памяти Богородицы.

    Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

    Праведные родители Девы Марии, Иоаким и Анна, долго не могли иметь детей, и очень скорбели о собственном бесчадии, так как у иудеев отсутствие детей числилось как кара Божия за тайные грехи. Но Иоаким и Анна не утрачивали веры о чаде и молили Бога о ниспослании им ребенка. Так они дали клятву: в том случае, если у них появится ребенок, они отдадут его на служение Всевышнему.

    И Бог услышал их просьбы, однако перед этим, подверг их испытанию: когда Иоаким пришел в храм чтобы принести жертву, священник ее не взял, упрекнув старика в бездетности. После данного случая Иоаким отправился в пустыню, где постился и вымаливал прощение у Господа.

    В это время Анна тоже подверглась испытанию: ее укорила в бездетности ее же служанка. После этого Анна пошла в сад и, заметив на дереве птичье гнездо с птенцами, стала размышлять о том, что дети есть даже у птиц, и расплакалась. В саду пред Анной явился ангел и стал ее успокаивать, обещая, что скоро у них будет ребенок. Перед Иоакимом, тоже предстал ангел и сказал, что Господь его услышал.

    После этого Иоаким и Анна встретились и рассказали друг другу о радостной вести, которую сообщили им ангелы, а спустя год у них родилась девочка, которую они назвали Марией.

    Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября)

    В 325 году мать императора Византии Константина Великого, царица Лена отправилась в Иерусалим с целью посещения святых мест. Она посетила в Голгофу и место погребения Христа, но наиболее всего она хотела найти тот Крест, на котором Мессия был распят. Разыскивание дало результат: на Голгофе отыскали три креста, и, чтоб найти, тот на котором Христос принял страдания, решили провести испытания. Каждый из них прилагали на умершего, и один из крестов воскресил покойного. Это и был, тот самый Крест Господень.

    Когда народ узнал, что нашли Крест, на котором распяли Христа, то на Голгофе собралась очень большая толпа. Собравшихся христиан было так много, что большинстесво из них не могло подойти к Кресту чтобы приклониться святыне. Патриарх Макарий предложил воздвигнуть Крест, чтобы все могли его увидеть. Так в честь этих событий был положен праздник Воздвижения Креста.

    У христиан Воздвижение Креста Господня считается единственным праздником, который празднуют с первого дня его существования, то есть того дня, когда Крест был найден.

    Общехристианское значение Воздвижение получило после войны между Персией и Византией. В 614 году, Иерусалим разграбили персы. При этом в числе увезенных ими святынь был и Крест Господень. И лишь в 628 году святыню вернули в храм Воскресения, построенный на Голгофе Константином Великим. С тех времен праздник Воздвижения стали праздновать все христиане мира.

    Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

    Введение во храм Пресвятой Богородицы христиане отмечают в память о посвящении Девы Марии Богу. Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили свою клятву: они привели дочь в Иерусалимский храм и поставили на его лестницей. На изумление родителей и других людей, маленькая Мария пошла по лестнице сама навстречу первосвященнику, после чего он ввел Ее в алтарь. С того времени Пресвятая Дева Мария жила при храме до тех пор, пока не пришло время Ее обручения с праведным Иосифом.

    Великие праздники

    Праздник Обрезания Господня (14 января)

    Обрезание Господне как праздник был утвержден в IV веке. В этот день поминают событие, связанное с Заветом, заключенным с Богом на горе Сион пророком Моисеем: согласно которому все мальчики на восьмой день после рождения должны были принять обрезание как символ единения с иудейскими патриархами – Авраамом, Исааком и Иаковом.

    По совершению данного ритуала Спасателя назвали Иисусом, как и повелел архангел Гавриил, когда принес Деве Марии благую весть. Согласно толкованию, Господь принял обрезание в качестве неукоснительного выполнения законов Бога. Но в христианской Церкви ритуала обрезания не имеется, так как согласно Новому Завету он уступил место таинству крещения.

    Рождество Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (7 июля)

    Празднование Рождества Иоанна Предтечи, пророка Господня, установлен Церковью в IV веке. Среди всех наиболее почитаемых святых Иоанн Креститель занимает особенное место, так как он должен был приготовить иудейский народ к принятию проповеди Мессии.

    В годы правления Ирода в Иерусалиме жил священник Захария с супругой Елисаветой. Они с ревностью выполняли все, указывал Закон Моисея, но Бог все никак не давал им ребенка. Но вот однажды, когда Захария вошел в алтарь для каждения, он увидел ангела, который сообщил священнику благую весть о том, что очень скоро его супруга родит долгожданное дитя, которое следует назвать Иоанном: «...и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей...» (Лк. 1, 14–15).

    Однако в ответ на данное откровение Захария скорбно усмехнулся: и он сам, и его жена Елисавета были в преклонных летах. Когда он сказал ангелу о собственных сомнениях, тот представился архангелом Гавриилом и в наказание за неверие наложил запрет: за то, что Захария не поверил благой вести, он не сможет разговаривать до тех пор, пока Елисавета не родит дитя.

    Скоро Елисавета забеременна, но никак не могла уверовать собственному счастью, поэтому до пяти месяцев скрывала свое положение. В конце концов у нее родился сын, и, когда младенца на восьмой день принесли в храм, священник сильно удивился, узнав, что его назвали Иоанном: ни в роду Захарии, ни в роду Елисаветы никого не было с таковым именем. Но Захария кивком головы подтвердил желание жены, после чего снова сумел разговаривать. И первыми словами, слетевшими с его губ, были слова проникновенной благодарственной молитвы.

    День святых превоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)

    В этот день Православная церковь поминает апостолов Петра и Павла, претерпевших мученическую кончину в 67 году за проповедование Евангелия. Данный праздник предваряет многодневный апостольский (Петров) пост.

    В древности церковные правила принимал Собор апостолов, а Пётр и Павел занимали в нем верховные места. Выражаясь иными словами, жизнь этих апостолов имела огромное значение для развития христианской Церкви.

    Однако первые апостолы шли к вере несколько разными путями, что, осознавая их, непроизвольно можно задуматься о неисповедимости путей Господних.

    Апостол Петр

    Перед тем как Петр начал апостольское служение, он носил иное имя – Симон, которое получил при рождении. Симон промышлял ловлей рыбы на озере Геннисарет, до тех пор, пока его брат Андрей не привел молодого человека к Христу. Радикальный и сильный Симон сходу смог занять особенное место среди учеников Иисуса. Например, он первым познал в Иисусе Спасителя и за это приобрел от Христа новое имя – Кифа (евр. камень). По-гречески такое имя звучит как Пётр, и собственно на этом «кремне» Иисус собирался воздвигнуть здание Собственной Церкви, которую «не одолеют врата ада». Однако человеку присущи слабости, и слабостью Петра было троекратное отречение от Христа. Тем не менее Пётр раскаялся и был прощен Иисусом, троекратно подтвердившим его предназначение.

    После сошествия на апостолов Святого Духа, Пётр первый прочел проповедь в истории христианской Церкви. После этой проповеди к истинной вере примкнули более трех тысяч иудеев. В Деяниях апостолов практически в каждой главе имеется доказательства активной деятельности Петра: он проповедовал Евангелие в различных городках и государствах, находящихся на берегах Средиземноморья. И считается, что сопровождавший Петра апостол Марк писал Евангелие, беря за основу проповеди Кифы. Не считая этого, в Новом Завете имеется книга, написанная лично апостолом.

    В 67 году апостол отправился в Рим, однако был пойман властями и принял крестные страдания, как и Христос. Но Пётр посчитал, что недостоин точно такой казни, как и Учитель, поэтому попросил палачей распять его на кресте вверх ногами.

    Апостол Павел

    Апостол Павел – родился в городе Тарса (Малая Азия). Как и Петр, от рождения у него было другое имя – Савл. Он был одаренным молодым человеком и приобрел хорошее образование, но рос и воспитывался в языческих обычаях. Кроме этого, Савл был знатным римским гражданином, а его положение разрешало будущему апостолу, не таясь, восторгаться языческой эллинистической культурой.

    При всем при этом, Павел был гонителем христианства и в Палестине, и за ее пределами. Данными возможностями его одарили фарисеи, в ненавидевшие христианское учение и ведшие жесточайшую борьбу с ним.

    Однажды, когда Савл ехал в Дамаск с разрешениями для здешних синагог на аресты христиан, его сразил яркий свет. Будущий апостол упал на землю и услышал глас, говоривший: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4–5). После этого Христос наказал Савлу отправиться в Дамаск и положиться на провидение.

    Когда ослепший Савл прибыл в город, где нашел священника Ананию. После беседы с христианским пастырем он уверовал во Христа и крестился. Во время обряда крещения к нему снова вернулось зрение. С этого дня и началась деятельность Павла как апостола. Подобно апостолу Петру, Павел много путешествовал: он посетил Аравию, Антиохию, Кипр, Малую Азию и Македонию. В тех местах, где бывал Павел, словно сами собой образовывались христианские общины, а сам первоверховный апостол прославился своими посланиями к главам основанных с его помощью церквей: среди новозаветных книг содержится 14 посланий Павла. Благодаря этим посланиям христианские догмы обрели стройную систему и стали понятны каждому верующему.

    В конце 66 года апостол Павел приехал в Рим, где через год как гражданин Римской империи был казнен от меча.

    Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

    В 32 году от рождения Иисуса царь Ирод Антипа, правитель Галилеи, заточил Иоанна Предтечу в тюрьму за то, что тот рассказывал о его близких отношениях с Иродиадой, женой его брата.

    При этом царь боялся казнить Иоанна, так как это могло вызвать гнев его народа, который любил и почитал Иоанна.

    Однажды во время празднования дня рождения Ирода устроили пир. Дочь Иродиады - Саломия подарила царю изысканный таней. За это Ирод пообещал перед всеми, что выполнит любое желание девушки. Иродиада подговорила свою дочь попросить у царя голову Иоанна Крестителя.

    Просьба девушки смутила царя, так как он боялся смерти Иоанна, но при этом не мог отказать в просьбе, поскольку побоялся насмешек гостей из-за невыполненного обещания.

    Царь отправил в тюрьму воина, который, обезглавил Иоанна, и принес его голову на блюде Саломии. Девушка приняла страшный подарок и дала его собственной матери. Апостолы, узнав о казни Иоанна Крестителя, захоронили его обезглавленное тело.

    Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)

    Основанием праздника явилось история, случившаяся в 910 году в Константинополе. Град осаждала бессчетная армия сарацинов, и горожане спрятались в Влахернском храме – в месте где сберегался омофор Богородицы. Напуганные жители горячо молились Божией матери о защите. И вот однажды во время молитвы, юродивый Андрей заметил над молившимися Богородицу.

    Божия Матерь шла в сопровождении воинства ангелов, с Иоанном Богословом и Иоанном Предтечей. Она благоговейно протягивая руки к Сыну, в это время ее омофор покрывал молящихся жителей города, как будто оберегая людей от грядущих бедствий. Кроме юродивого Андрея, удивительную процессию лицезрел его ученик Епифаний. Чудесное видение вскоре исчезло, но благодать Ее пребывала в храме, и вскоре армия сарацинов оставила Константинополь.

    Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь при князе Андрее Боголюбском, в 1164 году. А чуть позднее, в 1165 году, на речке Нерли в честь этого праздника освятили первый храм.